Миновав узкий коридор, соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усечённого конуса гора — чистилище, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы.
Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P (Peccatum — грех), то есть символ семи смертных грехов. По мере того как Данте поднимается всё выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища.
Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр. Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа.
Идея очищения души грешной, но раскаявшейся, молящей, взывающей к Божьей милости, дарила надежду, была столь нова, столь дерзостно звучала в тяжелой, подавляющей средневековой атмосфере угнетенного сознания, в мировосприятии, не знавшем компромисса!
В «Чистилище» Данте помещает «Земной Рай». По описанию Эдем вполне сходен с «Раем Божественным», с «Раем Истинным». Данте видит прекрасные пейзажи, его слух услаждают божественные песнопения.
«В Земном раю» течет поток, разделенный надвое: в воды обеих рек душа опускается перед тем, как попасть в Рай. Лета стирает воспоминания о грехах, а Эвноя «дарует память всех благих свершений».
То есть Рай – это то прекрасное состояние души, когда она помнит только свои благие поступки и добродетели, а грехи и пороки смыты из сознания водами Леты. Тогда разница между Чистилищем и Раем становиться призрачной, граница стирается, ибо Свет есть и в Пургатории, а в Дантовском Рае пребывают и несовершенные души: нарушители обета, честолюбивые, любвеобильные...
Странность и в то же время аллегорический смысл Земного Рая в том, что он пуст. Люди навсегда его потеряли, совершив первородный грех, им не дано более наслаждаться этим блаженством.
Об этом рассказывает Мательда (символ деятельной жизни, противопоставленный символу жизни созерцательной – Беатриче). Но Дантовский человек настолько велик и дерзновенен, что все равно попадает туда, даже будучи несовершенным.
Рай Земной закрыт для людей средневековья, людей другого сознания, которые беспрестанно удивляются, видя, как живой человек путешествует по загробному миру – сначала в Аду, затем – в Чистилище. Он ломает все устои, пред ним открываются новые возможности.
Получается, что Чистилище (Пургаторий), который исчезнет после Страшного Суда, где соседствуют порок и добродетель, разум и века, плотское и духовное – это тоже своеобразное отражение нашей Земли, которая отныне готова покориться дерзновенным и талантливым людям. Ибо только на ней возможно подобное смешение сосуществующих противоположностей.
© Радаслава
При работе с колодой Dante Tarot были использованы:
1. "Божественная комедия" Данте Алигьери (пер.с итальянского и примечания М. Лозинского) 1986.
2. Материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
4. Статьи: "Жизнь и творчество Данте Алигьери"; "Новая жизнь"; "Божественная Комедия"; "Ад"; "Чистилище"; "Рай".
5. Из обзора Паулы Джибби.
Комментариев нет:
Отправить комментарий