Взирая на божественного Сына,
Дыша Любовью вечной, как и тот,
Невыразимая Первопричина
Всё, что в пространстве и в уме течет,
Так стройно создала, что наслажденье
Невольно каждый, созерцая, пьет (X 1 – 6).
Это введение как бы задает тон циклу песней о небе Солнца, границе вещественного мира. Завеса солнечного света и преграждает смертному взору путь выше, и освещает то, что ниже.
Не случайно именно здесь встречают Данте души мудрецов. Поэта окружает венец из сияющих и поющих солнц, который трижды оборачивается вокруг него. Один из светочей начинает речь и знакомит Данте с остальными. Это Фома Аквинский – пожалуй, самый знаменитый философ XIII в.
Он открывает Данте имена мудрецов, начиная с того, кто по правую руку. Первый из них–Альберт Великий, учитель Фомы, крупнейший ученый своего века, один из зачинателей новой аристотелевской традиции в средневековой философии. Далее – Грациан, юрист XII в., согласовавший в своих «Декретах» юридическое и церковное право. Петр Ломбардский, теолог XII в., чьи «Сентенции» стали традиционным объектом комментариев в схоластике XIII в. О пятом сиянии Фома говорит:
Тот, пятый блеск, прекраснее, чем каждый
Из нас, любовью вдохновлен такой,
Что мир о нем услышать полон жажды (X 109 – 111).
Здесь же мой труд был свят и все мирское было забыто. Все , что умрет, и все, что не умрет,- лишь отблеск Мысли, коей Всемогущий своей Любовью бытие дает. Их воск изменчив, наравне с творящей его средой, и потому чекан дает то смутный оттиск, то блестящий. Вот почему, при схожести семян, бывает качество плодов неравно, и разный ум вам от рожденья дан.
Естество земное не ведало носителей таких и не изведает, как эти двое. Но чтоб открылось то, что сокровенно, помысли, кем он был и чем влекомым, он, услыхав: Прости – молил смиренно.
И ты, взглянув ясней на «восставал», поймешь, что это значит – меж царями. Их множество, а круг хороших мал. Да будет то свинцом к стопам твоим, чтобы ты шел неспешно, как усталый, и к «да» и к «нет», когда к ним путь незрим.
Затем что между шалых – самый шалый, кто утверждать берется наобум иль отрицать с оглядкой слишком малой. Ведь очень часто торопливость дум на ложный путь заводит безрассудно, а там пристрастия связывают ум. Раз кто-то щедр, а кто-то любит красть, о них не судят с богом заедино. Тот может встать, а этот может пасть.
Пребывание Данте на небе Солнца заканчивается странным эпизодом: два венца окружаются ослепительным третьим (XIV 67 – 78), образованным из новых душ.
После этого Данте возносится на следующее небо, и для читателя остается не вполне ясно, что за души появились вокруг венца мудрецов.
Поскольку Данте называет этот третий круг истинным пламенем святого духа, можно предположить, что это некий новый уровень мудрости. Может быть, это своеобразное «произведение» двух венцов, давшее сакральное число новых блаженных душ.
© Радаслава
При работе с колодой Dante Tarot были использованы:
1. "Божественная комедия" Данте Алигьери (пер.с итальянского и примечания М. Лозинского) 1986.
2. Материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
4. Статьи: "Жизнь и творчество Данте Алигьери"; "Новая жизнь"; "Божественная Комедия"; "Ад"; "Чистилище"; "Рай".
5. Из обзора Паулы Джибби.
Комментариев нет:
Отправить комментарий