Существует предание, что последние песни «Рая» были утеряны, но тень Данте, явившись его сыну Якопо ночью, указала тайник в стене, где была спрятана рукопись. Более же достоверная версия гласит, что, подобно «Экологам», эти песни сохранились в единственном экземпляре списка Боккаччо.
«Рай» Данте – это самая странная из трех частей его «Комедии».
Ее главная отличительная черта, приведшая в смятение не одного исследователя, – отсутствие какого-либо систематического объяснения его структуры, распределения Божественной благодати среди душ, населяющих эту счастливую обитель.
Помня о том, что вся поэма имеет чрезвычайно четкое строение, и в основе ее лежат законы симметрии, которые объединяют три Царства в одно гармоничное и неразделимое целое, подобное исключение представляется преднамеренным, наделенным смыслом.
В обратном случае, то есть если бы автор положил в его основу «догматическую» теорию, подобно как он это делает в первых двух частях своей «Божественной Комедии», он не только не скрыл бы это от читателя, но и дал бы ему ключ к отгадке.
Но «Рай» не предстает перед нами четко структурированным.
Напротив, Беатриче поясняет Данте, что все святые пребывают на том же «небе», что и души, являвшиеся ему на Луне, что все они в равной степени вечны.
Однако она так же говорит о «разностепенности» благодати: Рай семи сфер, Звездное и Кристаллическое Небеса и Эмпирей, предстают разделенными в иерархии, меж собой слабо связанные, устроенные по разным принципам, причем только последний является «истинным светом» «настоящим Раем», где обитает сам Господь.
В чем же тогда смысл семи планетарных сфер? Почему на них автору встречаются, в общем-то, недостойные Рая души – гордецы, унылые, гневные?..
Идеальных людей нет, но каждый человек должен к этому идеалу стремиться.
Согласно Данте существует два пути спасения: путь милосердия и путь правосудия. И Господь судит своих чад по милосердию, прощая им грехи, в которых те искренне раскаялись, так как раскаяние – это шаг вперед, шаг к совершенству.
Кто такой гений? Наверное, этот тот человек, который открывает своим современникам и будущим поколениям новые горизонты, формирует дух новой эпохи. Данте – гений. Он поставил в основу всех координат Человека: Человека Возрождения, наделенного мощным интеллектом и неисчерпаемой силой духа. Человека, который встречается с Богом. Разве это не удивительно?
Предположение о том, что человек может увидеть, познать Всевышнего само по себе неизъяснимо прекрасно и гениально.
Когда Данте увенчал свою «Божественную Комедию», словно великолепной диадемой, описанием Эмпирея, он воспел идею совершенствующегося человека, чей дух стремится ввысь, к Всевышнему, стремясь ему уподобиться.
Живого Человека, любующегося идеальной гармонией, прекрасного настолько, что он может беседовать со святыми, без страха и боли взирать на Бога.
Ему открываются новые горизонты – в конце Комедии перед нами совершенно перерожденный герой, который в последней песне на протяжении двадцати упоительных строк, напрямую смотрит на Бога, и глазам его не больно от исходящего от него сияния, тогда как в начале он несколько раз слеп от нестерпимого света и мог наблюдать только за его отражением в непорочных очах возлюбленной Беатриче.
Но что же получается – он смотрел на Господа глазами любви, а затем смог обойтись без этого? Видел ли он ту же истину, что и в начале?
Наверное, Данте хотел показать этим, что человек достиг кульминации своего развития, апогея, он стал достаточно совершенным, чтобы узреть истину самому. Разум привел его к Вере, а Вера привела его к Богу. И Данте больше не нужно прибегать к помощи своей земной любви, ибо он осознал, что Истина есть Любовь Божественная.
Действительно, никто не дерзал до Алигьери так высоко ставить человека – он через Ад и Чистилище поднимает его так, что тот оказывается на уровне Всевышнего!
В Раю главным мотивом становится «visio», «лицезрение», причем он практически сливается с мотивом благодати.
Немаловажно заметить, что герой – это не просто Данте, хотя этот дерзновенный гений являет собою истинное воплощение Нового Человека. Это, прежде всего, обобщенный образ человека, Личность, которая способна пройти тем же путем Разума и Веры и подняться к Богу. Таким образом, Рай перемещается в человеческую плоскость, в плоскость доступного, видимого и познаваемого.
Данте обогнал свое время, своих современников и даже многих своих последователей. Он стал первым певцом Возрождения, Новой жизни. Вот она перед нами, во всей красе: идея Великого Человека.
И не случайно Данте заканчивает свою Божественную комедию удивительной строкой: «Любовь, что движет солнца и светила!»
© Радаслава
При работе с колодой Dante Tarot были использованы:
1. "Божественная комедия" Данте Алигьери (пер.с итальянского и примечания М. Лозинского) 1986.
2. Материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
4. Статьи: "Жизнь и творчество Данте Алигьери"; "Новая жизнь"; "Божественная Комедия"; "Ад"; "Чистилище"; "Рай".
5. Из обзора Паулы Джибби.
Комментариев нет:
Отправить комментарий